Понятие «хорошо известный товарный знак» при этом не закреплено ни в одном документе: ни международном, ни национальном. Если проанализировать ст. 25 Закона Украины и Порядок признания знака хорошо известным в Украине можно дать хорошо известному товарному знаку такую формулировку – это знак, который имеет определенную репутацию на рынке и является хорошо известным потребителям или специалистам в определенной области, в процессе использования которого на рынке Украины, его собственником в течении определенного периода было затрачено множество усилий и денежных средств для его узнаваемости и продвижения, что может быть подтверждено социологическим опросом, интенсивной рекламой, наличием региональных представительств, проведением спонсорской деятельности, участием во всевозможных выставках, ярмарках, конкурсах и акциях и т.п.
Естественно, что хорошо известные товарные знаки являются очень привлекательными для присвоения третьими лицами, при этом часто и для неоднородных товаров. Ведь если выпускать продукцию или предоставлять услуги под хорошо известным знаком такие товары или услуги будут всегда пользоваться спросом, ибо потребитель будет наверняка уверен, что фирма-производитель каким-то образом связана с собственником такого знака и выпускает продукцию по лицензии либо с его разрешения. Т.е. другое лицо, таким образом, пользуется репутацией хорошо известного знака.
В соответствии с доктриной размывания товарного знака, даже если лицо использует чужой хорошо известный знак или знак, сходный с ним, для товаров или услуг, которые не являются однородными, хотя это может и не вводить в заблуждение потребителей в отношении источника товаров или услуг, это все равно может причинить вред хорошо известному знаку уменьшением или размыванием силы товарного знака в отношении производителя.
При использовании хорошо известного знака другими лицами в отношении неоднородных товаров или услуг существует несколько опасных моментов для настоящего собственника: — потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя товаров и услуг; — качество продукции или услуг, выпускаемых или предоставляемых другим лицом, будет вряд ли соответствовать качеству оригинальных товаров и услуг, что, несомненно, будет снижать репутацию собственника, которая нарабатывалась десятилетиями, и восстановить ее будет очень трудно; — даже если потребитель не будет введен в заблуждение, и будет четко различать товары разных производителей, различительная способность хорошо известного знака будет ослабевать из-за размывания знака.
Все вышеперечисленные моменты непременно могут привести к уменьшению продаж, а следовательно и к материальным убыткам.
Для примера, если представить себе, что под хорошо известным знаком YAMAHA какая-либо фирма начинает производить, к примеру, бытовую технику, то потребитель вполне может решить, что данные товары производятся японской фирмой, или другой фирмой с ее разрешения, и что фирма просто расширила сферу своей деятельности. Но даже если потребитель со временем разберется и начнет различать товары японской и другой фирмы, то приоритетный знак YAMAHA японского собственника все равно начнет размываться и со временем может потерять свою различительную способность не только как хорошо известного, но и как обычного товарного знака.
Существуют случаи, когда репутации собственника хорошо известного знака может наноситься прямой вред. Например, признанный хорошо известным в отношении часов товарный знак ROLEX, был зарегистрирован индонезийской фирмой в отношении сигарет. Если учесть тот факт, что практически все страны мира борются в настоящее время с курением, а компания Ролекс СА уже много десятилетий является спонсором и меценатом в области спорта, поддерживая и развивая здоровый образ жизни, то неужели можно говорить о том, что репутации компании не наносится никакого вреда? Здесь имеет место прямая антиреклама Компании.
Зарегистрировав товарный знак, его собственник, кроме затрат времени и денег на его продвижение и узнаваемость, должен постоянно отслеживать и предупреждать случаи его незаконного использования или попытки регистрации. Ведущие зарубежные производители тратят на это огромные средства, ограждая свою продукцию и свои товарные знаки от подрыва авторитета «пиратами», которые выбрасывают на рынок большие партии товаров низкого качества под всемирно известными товарными знаками.
Не секрет, что в официальном признании знака хорошо известным собственник нуждается только в случае конфликтной ситуации и для судебного разбирательства. Собственник хорошо известного знака при этом уверен, что он недаром потратил десятилетия и внушительные денежные средства для продвижения и известности своего знака не только в отдельно взятой стране, но и в целом мире, и что хорошая известность даст ему козыри в суде, при отстаивании своих законных прав.
А вот тут и возникает актуальный вопрос « а что собственно дает признание знака хорошо известным в Украине собственнику такого знака на самом деле и усиливает ли оно позиции собственника?»
Исходя из ст. 25 вышеуказанного Закона Украины признание товарного знака хорошо известным в Украине предоставляет ему абсолютную защиту только (!) для тождественных или однородных товаров. Но в соответствии с этим же Законом (ст. 6) не может быть зарегистрирован товарный знак, который является тождественным или похожим настолько, что его можно спутать с: -ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Украине на имя другого лица для таких же или однородных товаров и услуг; — фирменными наименованиями, которые известны в Украине и принадлежат другим лицам, которые получили право на них до даты подачи заявки в отношении таких же или однородных товаров.
Т.е. защита знака в отношении таких же или однородных товаров уже является абсолютной и получается, если собственник хорошо известного знака хочет отменить регистрацию тождественного или сходного знака, зарегистрированного для однородных товаров, ему совсем не нужно признавать знак хорошо известным официально, потому что его позиции и так сильны и такое признание, по сути, никакой роли здесь играть не будет.