Крылова и партнеры  /  Хорошо известные товарные знаки. Вторая часть

Хорошо известные товарные знаки. Вторая часть

Изображение Статьи патентный поверенный, авторское право, регистрация торговой марки, недобросовестная конкуренция

Понятие «хорошо известный товарный знак» при этом не закреплено ни в одном документе: ни международном, ни национальном. Если проанализировать ст. 25 Закона Украины и Порядок признания знака хорошо известным в Украине можно дать хорошо известному товарному знаку такую формулировку – это знак, который имеет определенную репутацию на рынке и является хорошо известным потребителям или специалистам в определенной области, в процессе использования которого на рынке Украины, его собственником в течении определенного периода было затрачено множество усилий и денежных средств для его узнаваемости и продвижения, что может быть подтверждено социологическим опросом, интенсивной рекламой, наличием региональных представительств, проведением спонсорской деятельности, участием во всевозможных выставках, ярмарках, конкурсах и акциях и т.п.

Естественно, что хорошо известные товарные знаки являются очень привлекательными для присвоения третьими лицами, при этом часто и для неоднородных товаров. Ведь если выпускать продукцию или предоставлять услуги под хорошо известным знаком такие товары или услуги будут всегда пользоваться спросом, ибо потребитель будет наверняка уверен, что фирма-производитель каким-то образом связана с собственником такого знака и выпускает продукцию по лицензии либо с его разрешения. Т.е. другое лицо, таким образом, пользуется репутацией хорошо известного знака.

В соответствии с доктриной размывания товарного знака, даже если лицо использует чужой хорошо известный знак или знак, сходный с ним, для товаров или услуг, которые не являются однородными, хотя это может и не вводить в заблуждение потребителей в отношении источника товаров или услуг, это все равно может причинить вред хорошо известному знаку уменьшением или размыванием силы товарного знака в отношении производителя.

При использовании хорошо известного знака другими лицами в отношении неоднородных товаров или услуг существует несколько опасных моментов для настоящего собственника: — потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя товаров и услуг; — качество продукции или услуг, выпускаемых или предоставляемых другим лицом, будет вряд ли соответствовать качеству оригинальных товаров и услуг, что, несомненно, будет снижать репутацию собственника, которая нарабатывалась десятилетиями, и восстановить ее будет очень трудно; — даже если потребитель не будет введен в заблуждение, и будет четко различать товары разных производителей, различительная способность хорошо известного знака будет ослабевать из-за размывания знака.

Все вышеперечисленные моменты непременно могут привести к уменьшению продаж, а следовательно и к материальным убыткам.

Для примера, если представить себе, что под хорошо известным знаком YAMAHA какая-либо фирма начинает производить, к примеру, бытовую технику, то потребитель вполне может решить, что данные товары производятся японской фирмой, или другой фирмой с ее разрешения, и что фирма просто расширила сферу своей деятельности. Но даже если потребитель со временем разберется и начнет различать товары японской и другой фирмы, то приоритетный знак YAMAHA японского собственника все равно начнет размываться и со временем может потерять свою различительную способность не только как хорошо известного, но и как обычного товарного знака.

Существуют случаи, когда репутации собственника хорошо известного знака может наноситься прямой вред. Например, признанный хорошо известным в отношении часов товарный знак ROLEX, был зарегистрирован индонезийской фирмой в отношении сигарет. Если учесть тот факт, что практически все страны мира борются в настоящее время с курением, а компания Ролекс СА уже много десятилетий является спонсором и меценатом в области спорта, поддерживая и развивая здоровый образ жизни, то неужели можно говорить о том, что репутации компании не наносится никакого вреда? Здесь имеет место прямая антиреклама Компании.

Зарегистрировав товарный знак, его собственник, кроме затрат времени и денег на его продвижение и узнаваемость, должен постоянно отслеживать и предупреждать случаи его незаконного использования или попытки регистрации. Ведущие зарубежные производители тратят на это огромные средства, ограждая свою продукцию и свои товарные знаки от подрыва авторитета «пиратами», которые выбрасывают на рынок большие партии товаров низкого качества под всемирно известными товарными знаками.

Не секрет, что в официальном признании знака хорошо известным собственник нуждается только в случае конфликтной ситуации и для судебного разбирательства. Собственник хорошо известного знака при этом уверен, что он недаром потратил десятилетия и внушительные денежные средства для продвижения и известности своего знака не только в отдельно взятой стране, но и в целом мире, и что хорошая известность даст ему козыри в суде, при отстаивании своих законных прав.

А вот тут и возникает актуальный вопрос « а что собственно дает признание знака хорошо известным в Украине собственнику такого знака на самом деле и усиливает ли оно позиции собственника?»

Исходя из ст. 25 вышеуказанного Закона Украины признание товарного знака хорошо известным в Украине предоставляет ему абсолютную защиту только (!) для тождественных или однородных товаров. Но в соответствии с этим же Законом (ст. 6) не может быть зарегистрирован товарный знак, который является тождественным или похожим настолько, что его можно спутать с: -ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Украине на имя другого лица для таких же или однородных товаров и услуг; — фирменными наименованиями, которые известны в Украине и принадлежат другим лицам, которые получили право на них до даты подачи заявки в отношении таких же или однородных товаров.

Т.е. защита знака в отношении таких же или однородных товаров уже является абсолютной и получается, если собственник хорошо известного знака хочет отменить регистрацию тождественного или сходного знака, зарегистрированного для однородных товаров, ему совсем не нужно признавать знак хорошо известным официально, потому что его позиции и так сильны и такое признание, по сути, никакой роли здесь играть не будет.

посмотреть контакты

КРЫЛОВА И ПАРТНЕРЫ

КОНТАКТЫ