Полезные статьи / Регистрация доменных имен UA.

Регистрация доменных имен UA.300


 Хотя доменное имя не относится к объектам интеллектуальной собственности, нельзя отрицать тот факт, что оно служит для индивидуализации лица в пространстве сети Интернет. В этом смысле доменное имя и такие виды объектов интеллектуальной собственности как:<a title="Регистрация торговой марки" class="seolinks" href="http://kip.ua">  фирменные наименования  </a>, товарные знаки, указания мест происхождения товаров схожи. Они указывают на имя производителя, происхождение его товаров или услуг, позволяют выделять какое-либо лицо среди других участников предпринимательской деятельности, отличать товар и/или услуги одного предприятия от другого, тем самым характеризуя репутацию и положение предприятия.

   Весьма важно, чтобы фирменное наименование юридического лица или товарный знак не использовались другими участниками рыночных отношений, особенно с плохой репутацией.

   Использование при регистрации Web-сайта в качестве доменного имени (далее - домен) чужого товарного знака или фирменного наименования в мировой практике получило название "киберзахват".

  Схема "киберзахвата" весьма проста: некое частное лицо или фирма регистрирует домен с популярным именем, а затем выгодно продает его опоздавшему обладателю и тем самым блокирует возможность законного владельца выступать под своим фирменным наименованием или товарным знаком. Как известно, регистрация доменного имени в Украине осуществляется по технической процедуре через Провайдера, который по одному из условий договора с заявителем не несет никакой ответственности за возможные нарушения прав на товарные знаки и фирменные наименования.

  В данное время, в законодательстве Украины нет прямого регулирования права использования доменов.

  Однако, юридически грамотно используя национальное законодательство, владельцы фирменных наименований или товарных знаков могут обосновать свои права, на уже зарегистрированное кем-то другим доменное имя.

   Судебной практики по спорам за право на доменное имя в Украине нет, но несомненно, владелец фирменного наименования или знака для товаров и услуг будет иметь более сильную позицию, используя в качестве аргументов нормы действующего законодательства.

   Основываясь на Конституции Украины, Парижской Конвенции "Об охране промышленной собственности", Гражданском Кодексе Украины, Законах Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" и "Об охране прав на знаки для товаров и услуг", Положении о фирме - всякий, кто обладает правом на фирменное наименование, на знак для товаров и услуг, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественным или сходным обозначением в виде доменного имени со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием. Использование без разрешения чужого имени, фирменного наименования, знака для товаров и услуг, иных обозначений может привести к смешению деятельности хозяйствующих субъектов является неправомерным и квалифицируется как недобросовестная конкуренция.

   Доменное имя по решению суда может быть отобрано у обладателя домена из-за нарушения исключительных прав на чужой словесный товарный знак или фирменное наименование (существует также возможность взыскания компенсации за использование чужого объекта интеллектуальной собственности).

   Конфликты вокруг доменных имен возможны не только между владельцами фирменных наименований и "киберзахватчиками". Проанализируем ситуацию, когда на одно доменное имя претендуют несколько обладателей схожих товарных знаков (каждый из которых является правомерным его владельцем).

   Согласно Закону Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" cвидетельство на товарный знак предоставляет его владельцу исключительное право пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Однако в отличие от фирменных наименований, использованием знака признается применение его на определенных товарах и при оказании определенных услуг, для которых он зарегистрирован.

   Это означает, что если, к примеру, знак "нолик" зарегистрирован для маркировки обуви, то на рынке может существовать идентичный знак, который будет использоваться для маркировки табачных изделий или услуг по перевозке грузов, ремонту, туризму и т. п. Возникает вопрос, кому должно принадлежать доменное имя: владельцу знака "нолик", зарегистрировавшему его для маркировки обуви, или владельцу знака "нолик", зарегистрировавшему знак для табачных изделий? Очевидно, в этой ситуации преимущество будет у владельца товарного знака, который первым зарегистрировал соответствующее доменное имя.

   Чтобы не возникало этой проблемы у фирм, деятельность которых неразрывно связана с использованием Web-cайта, необходимо учитывать следующее: регистрация знаков осуществляется по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). На сегодняшний день доменные имена еще не внесены в МКТУ (их внесение только планируется), хотя все же можно, используя имеющийся перечень товаров и услуг, определить классы, которые имеют прямое отношение к этой теме.

   Если в перечне товаров и услуг указать, например, использование знака на WEB-страницах или при размещении рекламы в интернете, то, очевидно, что владелец такого товарного знака будет иметь приемущество, несмотря на более поздний приоритет.

   Все это говорит о том, что необходимо серьезно относиться к правильному определению класса МКТУ, чтобы защитить свое право на знак для товаров и услуг таким образом, чтобы впоследствии оградить себя от ненужных конфликтов в связи с доменным именем.

   Возможна ситуация, когда ваше доменное имя (или его часть) кому-то приглянулось, и его решили зарегистрировать как знак для товаров и услуг. Проделав эту операцию грамотно, недобросовестный заявитель может потом предъявить к вам претензии, используя в том числе выше приведенные способы. И даже если заявка на знак для товаров и услуг подана намного позднее, нежели вы зарегистрировали свое доменное имя, доказать недобросовестные намерения заявителя знака будет практически невозможно. Не исключено также, что возникнет ситуация, при которой вы, не подозревая о существовании аналогичного знака для товаров и услуг, можете потерять свое доменное имя. Безусловно, обладателю доменного имени будет очень обидно его потерять, поскольку в сети Интернет оно уже имеет определенную ценность, а на "раскрутку" сайта были затрачены время и средства.

   Выход здесь лишь один: те сайты, которые вы намерены использовать в коммерческих или рекламных (имиджевых) целях, следует однозначно "привязывать" к защищенным Законом фирменным наименованиям или товарным знакам.

   Конечно, возможны и другие конфликтные ситуации. Во всех случаях, мы рекомендуем обратиться все же за консультацией к специалистам, которые помогут Вам правильно найти выход из создавшейся проблемы.

1 2 3 Вся статья